Магнитная восприимчивость почв на придорожных территориях

DOI: 10.24411/0044-3913-2019-10204

УДК 631.82

О. А. Макаров, доктор биологических наук, зав. кафедрой1, зав. лабораторией2 (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Е. Н. Кубарев 2, кандидат биологических наук, научный сотрудник

О. А. Чистова 2, инженер

О. В. Карева 2, старший лаборант

А. С. Крикуненко 1, бакалавр

А. С. Балджиев 1, магистрант

1Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, стр. 12, Москва, 119991, Российская Федерация

2Учебно-опытный почвенно-экологический центр МГУ имени М. В. Ломоносова, пос. Чашниково, п/о Ударный, Солнечногорский р-н, Московская обл., 141592, Российская Федерация

 

Анализируется объёмная магнитная восприимчивость (МВ) почв 7-и трансект, заложенных перпендикулярно Ленинградскому шоссе на территории Учебно-опытного почвенно-экологического центра МГУ имени М.В. Ломоносова «Чашниково» (Московская область, Солнечногорский район). Величину МВ измеряли в 2016–2017 гг. прибором KAPPAMETER Model KT – 5 в 30-ти кратной повторности для каждой пробной площадки (всего было заложено 40 пробных площадок на всех трансектах). Показатели магнитной восприимчивости почв на территории, прилегающей непосредственно к краю Ленинградского шоссе (расстояние 1…3 м), по классификации, предложенной Гладышевой M. A. и соавт. (2007), соответствуют «ареалу техногенно сильнонагруженному» и значительно выше показателей МВ почв пробных площадок, расположенных на удалении от шоссе. Это объясняется наибольшим накоплением частиц, содержащих различные формы соединений железа, в почвах (техногенных поверхностных образованиях) рядом с проезжей частью в результате истирания металлических частей и покрышек автомобилей. По результатам однофакторного дисперсионного анализа придорожные территории достоверно разделены по величине магнитной восприимчивости почв на четыре зоны: «придорожная полоса», «кювет», «лесополоса », «пашня/залежь», расположенные на различном расстоянии от Ленинградского шоссе (для каждой трансекты это расстояние различно). Принадлежность к той или иной зоне, вероятно, не в меньшей степени влияет на величину магнитной восприимчивости почв, чем конкретное расстояние от автодороги до пробной площадки.

Ключевые слова: магнитная восприимчивость почв, техногенная нагрузка, зонирование придорожных территорий, пробные площадки, трансекты.

Для цитирования: Магнитная восприимчивость почв на придорожных территориях / О. А. Макаров, Е. Н. Кубарев, О. А. Чистова и др. // Земледелие. 2019. № 2. С. 17–20. DOI: 10.24411/0044-3913-2019-1020.

 

 

The Magnetic Susceptibility of Soils of the Road Side

O. A. Makarov1,2, E. N. Kubarev2, O. A. Chistova2, O. V. Kareva2, A. S. Krikunenko1, A. S. Baldzhiev1

1Lomonosov Moscow State University, Leninskie gory, 1, str. 12, Moskva, 119991, Russian Federation

2Educational-Experimental Soil and Environmental Center, Lomonosov Moscow State University, pos. Chashnikovo, p/o Udarnyi, Solnechnogorskii r-n, Moskovskaya obl., 141592, Russian Federation

Abstract. The volume magnetic susceptibility (MS) of soils of 7 transects, laid perpendicular to the Leningrad highway, on the territory of the Chashnikovo Educational and Experimental Soil-Ecological Center of Lomonosov Moscow State University (Moscow region, Solnechnogorsk district), was analyzed. The value of the magnetic susceptibility was measured in 2016–2017 by the device KAPPAMETER Model KT-5. The experiment was performed in 30-fold repetition for each test plot. A total of 40 sample plots on all transects were laid. It was found that the magnetic susceptibility of soils in the area adjacent directly to the edge of the Leningrad highway (distance 1…3 m) corresponded to the "area of technogenic heavily loaded" (Gladysheva, 2007). The magnetic susceptibility was significantly higher than the indicators of ones on the test plots, located at a distance from the highway. We explain this by a high accumulation of particles of various forms of iron compounds in the soil (technogenic superficial formations) near the roadway as a result of abrasion of metal parts and tires. One-factor analysis of variance allowed to divide roadside areas into four zones by the magnitude of the magnetic susceptibility of soils: "roadside strip", "ditch", "forest belt", "arable land/deposit", located at different distances from the Leningrad highway (for each transect this distance is different). Belonging to a zone is likely to have a greater impact on the magnitude of the magnetic susceptibility of soils than the specified distance from the road to the test site.

Keywords: magnetic susceptibility of soils, technogenic load, zoning of roadside areas, test sites, transects.

Author Details: O. A. Makarov, D. Sc. (Biol.), head of department, head of laboratory (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.); E. N. Kubarev, Cand. Sc. (Biol.), research fellow; O. A. Chistova, engineer; O. V. Kareva, senior lab. assist.; A. S. Krikunenko, bachelor; A. S. Baldzhiev, master’s student.

For citation: Makarov O. A., Kubarev E. N., Chistova O. A., Kareva O. V., Krikunenko A. S., Baldzhiev A. S. The Magnetic Susceptibility of Soils of the Road Side. Zemledelije. 2019. No. 2. Pp. 17–20 (in Russ.). DOI: 10.24411/0044-3913-2019-10204.

php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel